Работа с одаренными детьми

Информационная справка о работе с одаренными детьми в МБОУ «Брянский городской лицей № 1 имени А.С. Пушкина»

В лицей поступают дети с высокой мотивацией к обучению. В начале учебного года психологическая служба проводит начальные мероприятия мониторинга уровня сформированности и развития общих и специальных познавательных способностей обучающихся.

Цель мониторинга – отслеживание динамики развития способностей и одаренностей, выработка оптимальных и эффектных путей этого развития.

За 22 года работы Брянского городского лицея №1 имени А.С. Пушкина сложилась система работы с одаренными детьми, что находит отражение в высоких результатах.

Глубокие знания, высокая культура, нравственное поведение – смысл деятельности лицея.

Здесь каждому открывается путь к успеху: научные ученические общества, творческие клубы, фестивали, праздники, экскурсии, проектная и исследовательская работа – все направленно на обучение и воспитание детей в интересах личности, общества и государства.

Разработана программа «Одаренные дети», намечены мероприятия по реализации программы в соответствии с концепцией «Наша новая школа». Создан банк данных одаренных детей. Для одаренных детей выстраиваются индивидуальные траектории развития, обеспечивающие наиболее полное раскрытие их способностей и одаренности.

Формы работы с одаренными детьми

I.Олимпиады

Этому направлению уделяем очень серьезное внимание, чтобы выявить талантливых и одаренных детей. Олимпиады выявляют не только знания по предметам, но и исследовательские навыки, навыки логического мышления, поисковой активности, нетрадиционных подходов к решению проблем. Лицей всегда следовал этому принципу.

В своем выступлении 8 февраля ректор МГУ Виктор Антонович Садовничий отметил, «чем больше детей принимает участие в предметных олимпиадах, тем больше шансов не упустить «наших звездочек».

Приведу примеры по нашему лицею.
2011-2012 учебный год
Результаты:
школьный этап – 862 участника (72%);
муниципальный этап – 449 участников (37%);

региональный этап:
• всего олимпиад – 19;
• победы- 16 предметов;
• количество участников- 100 человек;
• количество победителей и призеров- 46 человек;
• эффективность участия – 46%.

Результаты за 5 лет (региональный этап):
2011-2012 учебный год – 46 победителей и призеров;
2010-2011 учебный год – 45 победителей и призеров;
2009-2010 учебный год – 39;
2008-2009 учебный год – 37;
2007-2008 учебный год – 36.

Российские предметные олимпиады за 5 лет:
2011-2012 учебный год – 3 победы;
2010-2011 учебный год – 3 победы;
2009-2010 учебный год - 3 победы;
2008-2009 учебный год – 4 победы;
2007-2008 учебный год – 3 победы.


За 5 лет: 14 побед на Всероссийской Олимпиаде научно- и учебно-исследовательских проектов детей и молодежи «Созвездие».

Олимпиада МГУ «Покори Воробьевы Горы» (за 5 лет):
2011-2012 год – 12 побед;
2010-2011 год – 3 победы;
2009-2010 год – 18 побед (28 дипломов);
2008-2009 год – 11 побед;
2007-2008 год – 13 побед.

Статистика по олимпиадам за 22 года:
• международные – 10 побед;
• российские – 92 победы;
• окружные – 98 побед;
• региональные – 713 побед.

II. Сотрудничество с вузами:
• созданы «университетские» классы на базе Брянского государственного технического университета с целью повышения уровня научной подготовки лицеистов, помощь в реализации профильного обучения;
• работают Выездные школы МГУ имени М.В. Ломоносова под руководством Лукина В.В., академика РАН, декана химического факультета МГУ, доктора химических наук;
• проводятся практические и исследовательские работы на кафедрах различных вузов г. Брянска и МГУ;
• с1992 по 2012 годы 284 лицеистов обучались и обучаются на различных факультетах МГУ.

Диаграмма поступления в МГУ за пять последних лет

2007-2008 – 30 человек;
2008-2009 – 34 человека;
2009-2010 – 21 человек;
2010-2011 – 22 человека;
2011-2012 – 8 человек.
Всего 125 лицеистов.


Одной из форм внеучебной деятельности являются предметные декады, при организации и проведении которых ставятся следующие задачи:
•повышение мотивации лицеистов к изучению образовательной области;
•развитие творческих способностей учащихся (через мероприятия соревновательного характера, конкурсы рисунков, устного творчества, сочинений, исследовательской деятельности, музыкальных оформлений тематических вечеров, общелицеских мероприятий и др.).

III. Различные мероприятия внеклассного характера.
В лицее работают:
• 5 научных ученических обществ;
• 7 предметных клубов;
• 23 творческие лаборатории исследовательского характера;
• 257 кружков и студий;
• 25 спортивных секций.

Еще в лицее прививаем вкус к исследовательской деятельности, что обеспечивает успешное занятие наукой в студенческие годы, защита кандидатских диссертаций. Более 100 выпускников лицея имеют степени кандидатов наук различных отраслей науки.

Огромную роль в развитии одаренных детей играют кружки, спортивные секции, предметные, творческие лаборатории, клубы.

Развитию творческой активности учащихся, проявлению их индивидуальности способствует использование учителями личностно-ориентированного обучения (внутриклассная уровневая дифференциация, проектное обучение, игровые, проблемные и интерактивные технологии, широкое применение ЦОР). Это позволяет привлечь к работе на уровне каждого ученика, а, значит, более ярко увидеть уровень способностей и одаренности каждого ученика.

В лицее сформирована широкая система дополнительного образования. Работают 75 специалистов по различным образовательным областям.

Одним из направлений работы с одаренными детьми являются творческие конкурсы, олимпиады и другие формы.

Для младших лицеистов (5, 6, 7 классы) проводим лицейские интеллектуальные марафоны – выявление ранней одаренности (конкурсы «Самый грамотный», «Лучший математик», «Знаток естествознания» и др.). Работа с одаренными детьми продолжается и в каникулярное время. Организуются интеллектуальные лагеря «Летние ассамблеи».

Особое место в работе с одаренными детьми занимает обязательная учебно-исследовательская работа. Все лицеисты 8-11 классов под руководством учителя выбирают темы индивидуальных исследовательских работ (реферативных, экспериментальных, проектных) по профильным предметам.

Большая работа в лицее проводится по развитию творческих способностей учащихся. Функционируют хоровые, вокальные, танцевальные и хореографические коллективы.

Одним из направлений работы с одаренными детьми является ежегодное проведение месячника науки и творчества и выставки «Волшебство детских рук».

В лицее создана хорошая спортивно-оздоровительная база для развития спортивных способностей учащихся по различным видам спорта.

Для поощрения и стимулирования обучающихся в лицее применяются различные формы:
• награждение победителей и призеров олимпиад грамотами на празднике «За честь лицея!»;
• поощрение призами лучших лицеистов (конкурс «Лицеист года»);
• благодарность родителям;
• размещение списков победителей Российских олимпиад на стенде «Гордость лицея»;
• размещение информации на сайте в разделах «наши достижения», «гордость лицея!»;
• подведение итогов смотра-конкурса учебных достижений лицеистов в классных коллективах и выявление победителя «Класс года»;
• именные стипендиаты Брянской городской администрации и городского Совета награждения депутатов (2008 год – 25 лицеистов, 2009 год – 27 лицеистов, 2010 год – 28 лицеистов, 2011 год- 30 лицеистов; 2012 год – 22 лицеиста);
• именные стипендиаты администрации Брянской области и Брянской областной Думы (2008 год – 7 человек, 2009 год – 2 человека, 2010 год – 3 человека; 2011 год- 4 человека; 2012 год – 6 человек);
• премия Президента в рамках приоритетного национального проекта «Образование» за победы в российских олимпиадах (2008 год – 3 человека, 2009 год – 7 человек, 2010 год – 5 человек; 2011 год – 4 человека; 2012 год- 3 человека);
• льготное поступление в высшие учебные заведения выпускников (по результатам вузовских олимпиад) (2009 год – 37 лицеистов, 2010 год – 45 лицеистов).

Таким образом, система работы с одаренными детьми осуществляется в Брянском городском лицее №1 имени А.С. Пушкина через построение индивидуальных траекторий по развитию, что обеспечивает наиболее полную реализацию их способностей, формирование ключевых и специальных компетенций, дает старт их успешной учебной и научно-исследовательской деятельности в вузах, старт карьерному росту, успешности в будущих профессиях.

Вы можете скачать презентацию "Опыт работы Брянского городского лицея № 1 имени А.С. Пушкина с одаренными детьми".